Дени́сов Эдисон Васильевич (1929-1996), композитор, народный артист Российской Федерации (1995). Ученик В. Я. Шебалина. Опера «Пена дней» (1981), камерная опера «Четыре девушки» (1986), балет «Исповедь» (постановка 1984), вокально-инструментальные сочинения (в том числе Реквием, 1980), духовная оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (1992), симфония (1987), произведения для инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Музыковедческие работы. Профессор Московской консерватории (с 1992).
* * *
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич - ДЕНИ́СОВ Эдисон Васильевич (1929-1996), российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1990). Опера «Пена дней» (1981), балет «Исповедь» (поставлен в 1984), вокально-инструментальные сочинения (в т. ч. «Реквием», 1980), произведения для инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Музыковедческие работы. Народный артист России (1995).
* * *
ДЕНИ́СОВ Эдисон Васильевич (6 апреля 1929, Томск - 24 ноября 1996, Париж), российский композитор, музыкально-общественный деятель, теоретик музыки.
В 1946-51 учился на физико-математическом факультете Томского университета; одновременно проходил курс игры на фортепиано в Томском музыкальном училище и занимался композицией. В 1950 с произведениями Денисова познакомился Д. Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), распознавший в начинающем композиторе незаурядный талант. По его рекомендации Денисов в 1951 поступил в Московскую консерваторию в класс В. Я. Шебалина (см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич). С 1959 вел в Московской консерватории класс анализа, затем инструментовки; лишь в «перестроечные» годы консерваторское руководство доверило ему преподавать композицию.
Лидер авангардистов
На рубеже 1950-60-х гг. Денисов выдвинулся в ряды лидеров движения молодых «авангардистов», стремившихся освоить достижения современной музыки Запада, доступ к которой был практически закрыт для советских музыкантов до середины 1950-х гг. В течение 1960-х и 1970-х гг. это движение регулярно подвергалось жесткой критике со стороны руководства Союза композиторов СССР (и особенно Денисов, неоднократно выступавший в зарубежной печати с публикациями о музыке в СССР). На рубеже 1970-80-х гг. Денисов выступил активным пропагандистом музыки русских композиторов-«модернистов», получивших известность в 1920-х гг. и фактически принужденных к творческому молчанию в сталинское время (среди них - Н. А. Рославец (см. РОСЛАВЕЦ Николай Андреевич), В. М. Дешевов (см. ДЕШЕВОВ Владимир Михайлович), Д. М. Мелких, Л. А. Половинкин (см. ПОЛОВИНКИН Леонид Алексеевич), А. В. Мосолов (см. МОСОЛОВ Александр Васильевич)). В 1989-90 Денисов основал в Москве Ассоциацию современной музыки. Автор многочисленных теоретических работ, преимущественно по музыке 20 в.
«Солнце инков»
Своим первым по-настоящему самостоятельным произведением Денисов считал камерную кантату «Солнце инков» на стихи чилийской поэтессы Г. Мистраль (см. МИСТРАЛЬ Габриела) (1964). Здесь вполне проявились такие черты музыкального стиля, как склонность к утонченной звукописи в традициях французских импрессионистов и П. Булеза (см. БУЛЕЗ Пьер) (с которым Денисова связывала особая духовная близость), стремление к максимальному раскрытию выразительных и виртуозных возможностей инструментов и человеческого голоса, пристрастие к экспрессивным мелодическим линиям, часто складывающимся в своего рода «сверхмногоголосие». В «Солнце инков» оригинально использованы элементы серийной техники, алеаторики (см. АЛЕАТОРИКА), сонорики (см. СОНОРИКА), другие технические достижения европейского музыкального авангарда.
Первое исполнение «Солнца инков» в Ленинграде в конце 1964 стало событием в истории новой русской музыки; в то же время кантата Денисова вызвала резко отрицательную реакцию руководства Союза композиторов и до начала 1980-х была фактически запрещена к исполнению в СССР; при этом она широко звучала за границей.
Произведения 1960-70-х гг.
Произведения, написанные Денисовым между 1964 и 1970, предназначены для небольших инструментальных и вокально-инструментальных составов («Итальянские песни» для сопрано и четырех инструментов на стихи А. Блока, Crescendo e diminuendo для клавесина и 12 струнных, 1965; 3 пьесы для виолончели и фортепиано, 1967; «Ода» для кларнета, фортепиано и ударных, 1968; «Романтическая музыка» для гобоя, арфы и струнного трио, 1968; Струнное трио, 1969; Квинтет для духовых, 1969, и др.). Уникальным примером являются «Плачи» для сопрано, фортепиано и ударных на русские народные тексты (1966), обращения композитора к материалу русского ритуального фольклора.
В 1970-х гг. Денисов много пишет для оркестра, рассматривая при этом большой оркестр как расширенный камерный (для композитора характерна изысканная детализация оркестровой фактуры) и особенно культивируя жанр инструментального концерта: «Живопись» (1970) для большого оркестра, навеянная картинами московского художника Б. Биргера (см. БИРГЕР Борис Георгиевич), «Осенняя песнь» для сопрано и большого оркестра на стихи Ш. Бодлера (1971), концерты для виолончели (1972), фортепиано (1974), флейты (1975), скрипки (1977), флейты и гобоя (1978) с оркестром.
Произведения последних лет
В 1980-90-х гг. значительное место в творчестве Денисова заняли крупные формы ораториальной и театральной музыки: «Реквием» для солистов, хора и оркестра на латинские и французские литургические тексты и стихи поэта Ф. Танцера, пишущего на трех европейских языках (1980); опера «Пена дней» по одноименному роману французского писателя Б. Виана (1981; премьера состоялась в Париже в 1986); балет «Исповедь» по роману А. де Мюссе «Исповедь сына века» (1984, Таллин); камерная опера «Четыре девушки» по одноименной пьесе П. Пикассо (1986, поставлена в Москве в 1990), Симфония №1 для большого оркестра (1988), «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» для солистов, хора и оркестра (1992), Симфония №2 (1994). Параллельно Денисов продолжал работать в своем излюбленном жанре инструментального концерта: Концерты для фагота и виолончели с оркестром (1982), для двух альтов, клавесина и струнных (1984), для гобоя (1986), альта (1986), кларнета (1989), гитары (1991) с оркестром, для флейты, вибрафона, клавесина и струнного оркестра (1993). К этой серии примыкают концертные пьесы меньшего масштаба: Партита для скрипки с оркестром (1981), Камерная музыка для альта, клавесина и струнных (1982), Вариации на тему Гайдна для виолончели с оркестром (1982), «Три картины Пауля Клее» для альта и инструментального ансамбля (1985) и др. К вершинам русской романсовой лирики 20 в. относятся циклы Денисова «Твой облик милый» на стихи А. Пушкина (1980, оркестрован в 1982) и «На снежном костре» на стихи А. Блока (1981), написанные на редкость простым, прозрачным языком, без какой бы то ни было «авангардистской» аффектации.
Оркестровые обработки и музыка для театра
Среди оркестровых обработок произведений других авторов выделяются: инструментовка вокальных циклов М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) «Детская» (1976), «Без солнца» (1981), «Песни и пляски смерти» (1983) для голоса и большого оркестра, инструментовка вокальных циклов А. Мосолова «Три детские сцены» и «Газетные объявления» (1981) для голоса и камерного оркестра, инструментовка вальсов Ф. Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц) для камерного оркестра (1981-84). Денисов завершил и оркестровал две неоконченные оперы композиторов-классиков: «Родриг и Химена» К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) (1992) и «Лазарь» Шуберта (1994). Написал также музыку к ряду фильмов и театральных постановок (с середины 1960-х гг., наряду с А. Г. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич), был одним из основных композиторов Театра драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова).
Летом 1994 Денисов попал под Москвой в автомобильную аварию; после лечения сначала в России, затем во Франции лишь на короткое время он сумел вернуться к активной деятельности. Похоронен в Париже.